Статья именуется «Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства», однако заголовок уже содержания статьи. Наряду с собственно мерами ответственности в подп. «а» упоминается взыскание «суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения» (помимо дохода (прибыли)). Взыскание налога — это не мера ответственности, а выполнение не исполненной налогоплательщиком обязанности платить налоги, входящей в содержание налогового правоотношения. Эта обязанность возникла задолго до налогового правонарушения — основания налоговой ответственности.. Очень нечетко решен в ст. 13 Закона вопрос о вине налогоплательщика как элементе налогового правонарушения. В ней упоминается лишь умысел при сокрытии или занижении дохода (прибыли)
Первый вариант. Суд рассмотрел уголовное дело по обвинению физического лица по ст. 162(2) УК РСФСР (сокрытие доходов (прибыли) в крупных или особо крупных размерах или лицом, ранее совершившим такое преступление), вынес обвинительный приговор, после вступления которого в силу прокурор или налоговый орган предъявляет иск о взыскании штрафа в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли).
Факт умышленного сокрытия доходов (прибыли) может быть установлен приговором суда по делу об ответственности за причинение ущерба государству путем обмана (ст. 94 УК РСФСР) или в связи с уклонением от подачи или фальсификацией декларации о доходах (ст. 162(1) УК РСФСР) — если сокрытие доходов (прибыли) оказалось меньшим по размеру, чем это предусмотрено ст. 162(2) УК РСФСР.
Во всех случаях субъектом финансовой ответственности могут быть как юридические лица (приговором установлено сокрытие доходов (прибыли) юридического лица его должностным лицом), так и физические лица, умышленно сокрывшие свой доход от налогообложения .
В УК РФ 1996 года введены две отдельные статьи, предусматривающие уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов: ст. 198 «Уклонение гражданина от уплаты налога» и ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов с организаций».
О решении суда по гражданскому делу, в предмет доказывания по которому вошел бы факт умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли), можно говорить в двух ситуациях: а) дело о возврате налога и штрафных санкций рассмотрено в арбитражном суде по иску юридического лица в связи с их безакцептным взысканием налоговым органом; б) в арбитражном суде или суде общей юрисдикции рассмотрено дело по иску налогового органа соответственно к гражданину — предпринимателю или физическому лицу, не являющемуся таковым.
В обоих случаях штраф в размере пятикратной суммы сокрытого или заниженного дохода взыскивается после вступления в силу приговора или решения суда, которыми установлен факт умышленного сокрытия или занижения дохода, по самостоятельным искам налогового органа или прокурора.
Второй вариант. Указанный штраф взыскивается непосредственно при рассмотрении описанных выше уголовного или гражданского дела по искам лиц, уполномоченных на то подп. «а» п. 1 ст. 13 Закона. Второй вариант предпочтительнее в силу его оперативности.
Однако возвратимся к вопросу о вине. Особо подчеркнув умысел в качестве элемента налогового правоотношения как предпосылку особо сурового финансового взыскания, законодатель тем самым как бы допускает, что другие меры финансовой ответственности применяются при иной форме вины.
Отмечу одновременно, что в исследованиях по налоговому законодательству подчеркивается точка зрения Высшего Арбитражного Суда РФ, высказанная по конкретному делу, о том, что финансовая ответственность применяется независимо от формы вины, когда занижение суммы прибыли юридического лица явилось результатом счетной ошибки . Если возможны сомнения относительно неосторожного занижения дохода (прибыли), то сокрытие такового, по моему твердому убеждению, это умышленное действие. Сокрывать — действовать умышленно! Таково этимологическое значение этого глагола. Неосторожное сокрытие не может составлять основание финансовой ответственности. Но если всегда умышленно, то при одном и том же составе правонарушения налоговый орган взыскивает с юридического лица на основании подп. «а» п. 1 ст. 13 Закона всю сумму сокрытого дохода и штраф в размере той же суммы. Суд при таких же обстоятельствах — пятикратный размер сокрытой суммы, что явно несправедливо.
Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1993, N 1, с. 99 — 100.
Что касается «неосторожного занижения суммы дохода (прибыли)», то санкция подп. «а» п. 1 ст. 13 Закона даже за исключением пятикратной суммы неоправданно сурова. Любая ошибка в бухгалтерском учете, неправильное отнесение каких-либо расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) может повлечь занижение дохода (прибыли) и весьма жесткие санкции. Было бы справедливо и целесообразно применять их лишь в случаях умышленного занижения приведенного выше объекта налогообложения. К тому же в их использовании возможна та же несправедливость, что и при сокрытии дохода (прибыли).
Вывод: действие подп. «а» п. 1 ст. 13 Закона следует распространить лишь на сокрытие или умышленное занижение дохода, установив за это санкцию, размер которой не колебался бы в зависимости от того, какой орган ее применяет.
На мой взгляд, формула подп. «а» п. 1 ст. 13 Закона не предусматривает, к сожалению, поглощения мер налоговых взысканий санкцией, наибольшей по размеру. Это означает, что, использовав меру ответственности в связи с сокрытием или занижением дохода (прибыли), налоговые органы вправе применить ответственность и по другим налогам, размер которых прямо или косвенно связан с размером налогооблагаемой прибыли, что способно разорить налогоплательщика. А цель финансовой ответственности совсем иная.
Тем не менее следует учитывать, что финансовые санкции и меры уголовного наказания в отношении физических лиц, равно как финансовые санкции и меры административной ответственности в отношении юридических лиц, носят исключительно имущественный характер и подобное «удвоение» имущественных санкций едва ли способствует повышению уровня правосознания налогоплательщика.
Таково частное мнение юристов, работающих в области цивилистики, о содержании ст. 13 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР»
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
ЗАКОН РСФСР от 21.03.1991 N 943-1
«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ РСФСР»
ЗАКОН РФ от 18.10.1991 N 1759-1
«О ДОРОЖНЫХ ФОНДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЗАКОН РФ от 07.12.1991 N 1998-1
«О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»
ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2116-1
«О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»
ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2118-1
«ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
Хозяйство и право, N 3, 1997
www.zonazakona.ru
Статья именуется «Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства», однако заголовок уже содержания статьи. Наряду с собственно мерами ответственности в подп. «а» упоминается взыскание «суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения» (помимо дохода (прибыли)). Взыскание налога — это не мера ответственности, а выполнение не исполненной налогоплательщиком обязанности платить налоги, входящей в содержание налогового правоотношения. Эта обязанность возникла задолго до налогового правонарушения — основания налоговой ответственности.. Очень нечетко решен в ст. 13 Закона вопрос о вине налогоплательщика как элементе налогового правонарушения. В ней упоминается лишь умысел при сокрытии или занижении дохода (прибыли) — «при установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли)». Неясность приведенной формулировки является основанием вывода о двух вариантах применения штрафа.
Первый вариант. Суд рассмотрел уголовное
дело по обвинению физического лица по ст.
162(2) УК РСФСР (сокрытие доходов (прибыли) в
крупных или особо крупных размерах или
лицом, ранее совершившим такое
преступление), вынес обвинительный
приговор, после вступления которого в силу
прокурор или налоговый орган предъявляет
иск о взыскании штрафа в пятикратном
размере сокрытой или заниженной суммы
дохода (прибыли).
Во всех случаях субъектом финансовой ответственности могут быть как юридические лица (приговором установлено сокрытие доходов (прибыли) юридического лица его должностным лицом), так и физические лица, умышленно сокрывшие свой доход от налогообложения .
———————————
В УК РФ 1996 года введены две отдельные статьи, предусматривающие уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов: ст. 198 «Уклонение гражданина от уплаты налога» и ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов с организаций».
О решении суда по гражданскому делу, в предмет доказывания по которому вошел бы факт умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли), можно говорить в двух ситуациях: а) дело о возврате налога и штрафных санкций рассмотрено в арбитражном суде по иску юридического лица в связи с их безакцептным взысканием налоговым органом; б) в арбитражном суде или суде общей юрисдикции рассмотрено дело по иску налогового органа соответственно к гражданину — предпринимателю или физическому лицу, не являющемуся таковым.
В обоих случаях штраф в размере пятикратной суммы сокрытого или заниженного дохода взыскивается после вступления в силу приговора или решения суда, которыми установлен факт умышленного сокрытия или занижения дохода, по самостоятельным искам налогового органа или прокурора.
Однако возвратимся к вопросу о вине. Особо подчеркнув умысел в качестве элемента налогового правоотношения как предпосылку особо сурового финансового взыскания, законодатель тем самым как бы допускает, что другие меры финансовой ответственности применяются при иной форме вины.
Отмечу одновременно, что в исследованиях по налоговому законодательству подчеркивается точка зрения Высшего Арбитражного Суда РФ, высказанная по конкретному делу, о том, что финансовая ответственность применяется независимо от формы вины, когда занижение суммы прибыли юридического лица явилось результатом счетной ошибки . Если возможны сомнения относительно неосторожного занижения дохода (прибыли), то сокрытие такового, по моему твердому убеждению, это умышленное действие. Сокрывать — действовать умышленно! Таково этимологическое значение этого глагола. Неосторожное сокрытие не может составлять основание финансовой ответственности. Но если всегда умышленно, то при одном и том же составе правонарушения налоговый орган взыскивает с юридического лица на основании подп. «а» п. 1 ст. 13 Закона всю сумму сокрытого дохода и штраф в размере той же суммы. Суд при таких же обстоятельствах — пятикратный размер сокрытой суммы, что явно несправедливо.
———————————
Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1993, N 1, с. 99 — 100.
Что касается «неосторожного занижения суммы дохода (прибыли)», то санкция подп. «а» п. 1 ст. 13 Закона даже за исключением пятикратной суммы неоправданно сурова. Любая ошибка в бухгалтерском учете, неправильное отнесение каких-либо расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) может повлечь занижение дохода (прибыли) и весьма жесткие санкции. Было бы справедливо и целесообразно применять их лишь в случаях умышленного занижения приведенного выше объекта налогообложения. К тому же в их использовании возможна та же несправедливость, что и при сокрытии дохода (прибыли).
На мой взгляд, формула подп. «а» п. 1 ст. 13 Закона не предусматривает, к сожалению, поглощения мер налоговых взысканий санкцией, наибольшей по размеру. Это означает, что, использовав меру ответственности в связи с сокрытием или занижением дохода (прибыли), налоговые органы вправе применить ответственность и по другим налогам, размер которых прямо или косвенно связан с размером налогооблагаемой прибыли, что способно разорить налогоплательщика. А цель финансовой ответственности совсем иная.
Представляется целесообразным особо рассмотреть вопрос о соотношении финансовой, административной и уголовной ответственности за сокрытие или занижение дохода (прибыли). Указанные налоговые нарушения аккумулируют в себе признаки разноотраслевых правонарушений. Здесь не действует принцип: за одно правонарушение — одно взыскание (наказание). Этот принцип должен действовать в ситуации, описанной выше, когда одно и то же налоговое правонарушение является основанием различных финансовых взысканий.
Тем не менее следует учитывать, что финансовые санкции и меры уголовного наказания в отношении физических лиц, равно как финансовые санкции и меры административной ответственности в отношении юридических лиц, носят исключительно имущественный характер и подобное «удвоение» имущественных санкций едва ли способствует повышению уровня правосознания налогоплательщика.
Таково частное мнение юристов, работающих в области цивилистики, о содержании ст. 13 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР»
(утв. ВС
РСФСР 27.10.1960)
ЗАКОН РСФСР от 21.03.1991 N 943-1
«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ
РСФСР»
ЗАКОН РФ от 18.10.1991 N 1759-1
«О
ДОРОЖНЫХ ФОНДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЗАКОН РФ от 07.12.1991 N 1998-1
«О ПОДОХОДНОМ
НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»
ЗАКОН РФ от
27.12.1991 N 2116-1
«О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»
ЗАКОН РФ от
27.12.1991 N 2118-1
«ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от
13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
Хозяйство и право, N 3, 1997
К тексту закона »
www.lawmix.ru
О порядке взыскания штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) (с изменениями на 17 апреля 1998 года) (утратило силу с 01.01.2002 на основании письма МНС России от 06.06.2002 N ВГ-6-02/800), Письмо ГНС России от 08 января 1998 года №ВП-6-11/4
ПИСЬМО
от 8 января 1998 года N ВП-6-11/4
О порядке взыскания штрафов, а также всей суммы
сокрытого или заниженного дохода (прибыли)
(в редакции письма Государственной налоговой службы Российской Федерации
от 17 апреля 1998 года N ВП-6-18/252)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2002 года на основании
письма МНС России от 6 июня 2002 года N ВГ-6-02/800
____________________________________________________________________
В связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации Определения от 6 ноября 1997 года N 111-О, разъясняющего, что бесспорный порядок взыскания с юридических лиц — налогоплательщиков (далее налогоплательщиков) сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) без их согласия признан неконституционным вне зависимости от того, каким органом — налоговой полицией или налоговой инспекцией — принимается решение о производстве взыскания, Госналогслужба России доводит для руководства следующее.
Взыскание с налогоплательщика сумм налога, а также сумм пени за несвоевременную уплату налога производится налоговым органом в бесспорном порядке.
При оформлении акта (решения) государственной налоговой инспекции о применении мер финансовой ответственности к налогоплательщику за нарушение налогового законодательства следует исключить указание о взыскании в бесспорном порядке сумм сокрытого или заниженного дохода (прибыли), а также иных штрафов, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и пунктами 8, 9 статьи 7 Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР».
Указанный акт (решение) должен содержать предложение о добровольной уплате в установленный в акте (решении) срок начисленных сумм штрафов.
При применении мер ответственности, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и абзацем вторым пункта 8 статьи 7 Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР», суммы налога, входящего в состав финансовых санкций, следует взыскивать в бесспорном порядке.
В случае невнесения налогоплательщиком в установленный в акте (решении) срок сумм штрафов, а также сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и необжалования налогоплательщиком акта (решения) налогового органа, налоговому органу надлежит взыскивать вышеуказанные суммы в бесспорном порядке.
В случае обжалования налогоплательщиком в судебном порядке акта (решения) налогового органа и (или) решения по его жалобе, вынесенного вышестоящим налоговым органом, взыскание сумм штрафов, а также суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) приостанавливается налоговым органом, принявшим решение о взыскании указанных санкций, до вступления в законную силу судебного акта.
В случае обжалования налогоплательщиком акта (решения) налогового органа в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР», взыскание сумм штрафов, а также суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) приостанавливается на основании решения налогового органа.
При обращении налогоплательщика в арбитражный суд с исками о признании недействительным акта (решения) налогового органа либо с исками о возврате вышеуказанных сумм из бюджета налоговому органу следует предъявлять встречные иски о взыскании указанных сумм в бюджет в порядке, предусмотренном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Одновременно с предъявлением встречных исков, указанных в настоящем письме, налоговому органу следует обращаться в арбитражный суд с мотивированным заявлением об обеспечении иска в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Считать утратившим силу абзац третий письма Госналогслужбы России от 6 февраля 1997 года N ВК-4-11/5н «О взыскании государственными налоговыми инспекциями штрафов с организаций».
Доведите указанное до нижестоящих государственных налоговых инспекций.
Заместитель руководителя
Госналогслужбы РФ — государственный
советник налоговой службы I ранга
В.Павлов
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
«КОДЕКС»
docs.cntd.ru
О подоходном налоге с кооперативов
Документ по состоянию на август 2014 г.
Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Установить, что производственные кооперативы (кроме колхозов), а также их союзы и объединения, получающие доходы от хозяйственной деятельности, далее именуемые «кооперативы», уплачивают в бюджет подоходный налог из выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других поступлений за вычетом стоимости израсходованных сырья и материалов, платы за услуги сторонних организаций, транспортных расходов, амортизационных отчислений, сумм арендной платы за основные фонды, процентов за пользование краткосрочным кредитом банка, фактических расходов на приобретение основных средств, подготовку кадров и других расходов (кроме расходов на оплату труда), связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), а также сумм уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет по основной деятельности, включая взносы на государственное социальное страхование.
Не подлежит налогообложению часть дохода, вносимая в Советский детский фонд имени В.И. Ленина, Советский фонд мира, Советский фонд культуры, Советский фонд милосердия и здоровья, другие аналогичные фонды и на иные благотворительные цели, а также часть дохода, израсходованная на охрану окружающей среды.
2. Размеры ставок налога определяются законодательством союзных республик исходя из необходимости всемерного развития кооперативного движения, учета местных и национальных особенностей, создания условий для экономической состязательности кооперативов с государственными предприятиями и проведения эффективной налоговой политики. Ставки могут дифференцироваться в зависимости от видов кооперативов, целей их деятельности, актуальности в удовлетворении потребностей населения, условий материально-технического снабжения и реализации продукции (работ, услуг), ценообразования и уровня доходности кооперативов, доли труда непосредственно членов кооператива в общих трудовых затратах. Максимальные размеры ставок налога не должны превышать 25 процентов от облагаемого налогом дохода кооператива, реализующего свою продукцию (работы, услуги) по ценам не выше государственных, и 35 процентов — во всех остальных случаях, за исключением торгово-закупочных, общественного питания, посреднических, зрелищных (кроме театральных и художественных) кооперативов.
При определении соотношения числа членов кооператива и лиц, работающих по трудовому договору, в целях исчисления подоходного налога, не должны учитываться работающие по договору инвалиды, пенсионеры, студенты, учащиеся, многодетные матери.
Кооперативы по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (кроме колхозов), строительные кооперативы, а также кооперативы по производству строительных материалов полностью освобождаются от уплаты подоходного налога в первые два года работы. Кооперативы всех других видов в первый год работы уплачивают подоходный налог в размере 25 процентов от утвержденной для соответствующего вида кооператива ставки налога, а во второй год 50 процентов. При прекращении деятельности кооператива до истечения трехлетнего срока сумма налога исчисляется в полном размере, установленном для этого вида кооператива, за весь период его деятельности.
В целях стимулирования производства необходимой населению и народному хозяйству продукции (работ, услуг) и снижения на нее цен (тарифов) исполнительный комитет местного Совета народных депутатов, на территории которого зарегистрирован кооператив, на основании решения местного Совета народных депутатов или по заключению специальной депутатской комиссии может на определенный срок понижать ставки налога или освобождать отдельные кооперативы от обложения налогом.
Право на получение льгот предоставляется кооперативам, в которых работает не менее 50 процентов лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалиды всех категорий, пенсионеры по старости, учащиеся), а также использующим местное и вторичное сырье, занимающимся производством и переработкой собственной сельскохозяйственной продукции, изготовлением товаров специального назначения для инвалидов и престарелых и оказанием услуг милосердия, осваивающим новую продукцию высокого качества, связанную с повышенными издержками производства.
Филиалы (отделения) кооперативов, расположенные вне места его нахождения и имеющие самостоятельный либо отдельный баланс и счет в учреждении банка, уплачивают подоходный налог по месту своего нахождения в соответствии с законодательством союзной республики, на территории которой они осуществляют свою деятельность.
3. Кооперативы обязаны представлять финансовым органам декларацию о доходах не позднее 15 числа месяца, следующего за истечением квартала. Порядок и форма представления декларации устанавливаются Министерством финансов СССР.
4. Уплата подоходного налога производится кооперативом раз в квартал, не позднее 20 числа месяца, следующего за истечением квартала. Исчисление и уплата налога производятся самим кооперативом.
5. Кооператив несет ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты подоходного налога. В случае сокрытия или занижения доходов, подлежащих налогообложению, с кооператива взыскивается в бюджет вся сумма сокрытого (заниженного) дохода, независимо от времени его получения, а также штраф в размере этой суммы. При повторном сокрытии (занижении) кооперативом своего дохода штраф взыскивается в двукратном размере. Сумма сокрытого (заниженного) дохода и штраф уплачиваются в пятидневный срок с момента выявления нарушения.
6. Установить, что на суммы подоходного налога с кооперативов, несвоевременно уплаченные в бюджет, начисляется пеня в размере 0,05 процента суммы недоимки за каждый день просрочки.
Сумма налога, а также сокрытые (заниженные) доходы и штраф за сокрытие (занижение) дохода, не внесенные в установленные сроки, взыскиваются по распоряжению финансовых органов в бесспорном порядке.
7. Суммы подоходного налога, суммы сокрытых (заниженных) доходов и штраф за сокрытие (занижение) доходов зачисляются в бюджет района или города, исполнительным комитетом Совета народных депутатов которого зарегистрирован устав кооператива, а суммы этих платежей, вносимые союзами и объединениями кооперативов, — в бюджет района или города по месту их нахождения.
8. Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты подоходного налога с кооперативов, правильностью составления и своевременностью представления деклараций осуществляется финансовыми органами. Кооперативы по требованию финансовых органов должны предъявлять все документы, необходимые для проверки правильности определения размера облагаемого дохода и суммы налога.
9. Обжалование неправильных действий должностных лиц финансовых органов, допущенных ими при взимании подоходного налога с кооперативов, производится в порядке, установленном Положением о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 5, ст. 122).
10. В связи с принятием настоящего Указа:
1) В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 1 марта 1979 года «О подоходном налоге с кооперативных и общественных организаций» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1979, N 10, ст. 156; 1987, N 7, ст. 90; 1988, N 11, ст. 174):
статью 1 изложить в следующей редакции:
«1. В соответствии с настоящим Указом подоходным налогом облагаются фактическая балансовая прибыль от хозяйственной деятельности, осуществляемой кооперативными (кроме производственных кооперативов, их союзов и объединений, а также межхозяйственных предприятий и организаций в сельском хозяйстве и их объединений) и общественными организациями, и суммы превышения доходов над расходами от проведения ими платных мероприятий.
Налог уплачивается в размере 35 процентов облагаемого дохода.
Общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные предприятия и объединения освобождаются от обложения подоходным налогом»;
пункт «в» статьи 2 признать утратившим силу;
часть вторую статьи 3 изложить в следующей редакции:
«Исчисление подоходного налога производится ежеквартально, исходя из суммы фактической балансовой прибыли и суммы превышения доходов над расходами за время, истекшее с начала года»;
часть вторую статьи 8 и статью 15 признать утратившими силу.
2) Статью 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1988 года «О налогообложении граждан, работающих в кооперативах по производству и реализации продукции и оказанию услуг, а также об изменении порядка выдачи патентов на занятие индивидуальной трудовой деятельностью» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 11, ст. 174) признать утратившей силу.
11. Настоящий Указ ввести в действие с 1 июля 1989 г.
12. Совету Министров СССР привести до 1 июля 1989 года решения Правительства СССР в соответствие с настоящим Указом.
13. Поручить Президиумам Верховных Советов союзных республик привести до 1 июля 1989 года законодательство союзных республик в соответствие с настоящим Указом».
www.lawru.info
Чем грозит предприятию задолженность по налогам?
“Уплачивать налог означает отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное.” Вольтер (Франсуа Мари Аруэ)
Одним из самых распространенных видов экономических преступлений является неуплата налогов. По большей части скрывают свои доходы предприятия, потому что у них для этого больше возможностей, чем у предпринимателей. Стремясь увеличить прибыль, они предпринимают попытки увести экономическую деятельность в тень.
Однако очень важно и полезно знать, чем грозит экономия на налогах и к каким нерадостным событиям она может привести. Потому что знание последствий заставит задуматься, а стоит ли подобное увеличение дохода такого риска, и не лучше ли просто заплатить налоги, и заплатить их вовремя.
Ответственность налогоплательщика, как организации, так и частного лица, прописана в Налоговом кодексе РФ и Уголовном кодексе РФ. За неуплату налогов следуют экономические санкции, а в определенный момент может наступить даже и уголовная ответственность.
Давайте рассмотрим поподробнее, что же ожидает неплательщиков налогов.
Налоговые санкции бывают 3 видов:
Недоимка — это сумма сокрытого или заниженного дохода;
Штраф — дополнительное финансовое взыскание за нарушение в форме недоимки, причем уплата штрафа не освобождает от уплаты недоимки.;
Пеня — умма, которая взыскивается в случае задержки уплаты налога, причем ей может облагаться как недоимка, так и штраф.
Финансовая ответственность за неуплату налогов
Ответственность за нарушение налогового законодательства наступает по ст.122 НК РФ. Согласно п.1 за неуплату или неполную уплату налога в связи с занижением налоговой базы налагается штраф до 20% от невыплаченных сумм налогов, но только тем, кто подпал неверную декларацию о налогах.
Если же декларация была правильной и подана вовремя, то штраф не налагается, а следует оплатить только недоимку и пеню.
Ответственность за неподачу декларации — штраф в сумме 5% от недоимки.
Когда налоговая служба обнаруживает недоимку, она направляет налогоплательщику требование, где четко указаны сроки оплаты. Если условия требования не выполняются, направляется решение о взыскании недоимки и пени, причем взыскание может быть как за счет денежных средств в банке на расчетном счету, так и за счет имущества. При взыскании недоимки за счет имущества налагается арест на ликвидное имущество (квартира, автомобиль, дача и т.д.)
При небольшой сумме недоимки все ограничивается финансовыми потерями — штрафом, пеней, или арестом имущества. А вот в случае крупных сумм, ГНИ может направить материалы о неуплате налогов в органы внутренних дел, и тут уже дело пахнет возбуждением уголовного дела.
Уголовная ответственность — это не миф
Под уголовную ответственность больше попадают, конечно же, юридические лица.
ultrasales.ru
В случае занижения дохода в валюте суммы заниженного дохода вносятся в
Пунктом 1 ст.13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 «Об
основах налоговой системы в Российской
Федерации» и п.8 ст.7 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 «О
Государственной налоговой службе РСФСР»
предусмотрено право налоговой службы
применять к предприятиям, учреждениям и
гражданам финансовые санкции в виде
взыскания всей суммы сокрытой или
заниженной прибыли (дохода) либо суммы
налога за иной сокрытый (неучтенный) объект
налогообложения и штрафа в размере той же
суммы. При этом не уточняется, взыскивается
ли эта сумма на дату выявления нарушения
либо на дату совершения операции.
Пунктом 4 Указа Президента РФ от 23.05.94 N 1006
устанавливается, что суммы сокрытого или
заниженного дохода (прибыли) в иностранной
валюте, выявленные в результате проверок
налоговых органов, вносятся в бюджеты в
иностранной валюте, а при ее отсутствии или
недостаточности — в рублях с применением
курса рубля к иностранным валютам,
котируемого ЦБ РФ на день выявления факта
сокрытия или занижения дохода (прибыли).
В связи с этим, по нашему мнению, исчисление
штрафных санкций за занижение дохода в
валюте по курсу в рублях на день выявления
нарушения является правомерным и не
противоречит налоговому
законодательству.
10.09.98 С.М.Розов
Минэкономики РФ
——————————————————————
———————
Какой порядок исчисления налога на добавленную стоимость следует применять предприятию, реализующему фольгу алюминиевую, выпускаемую под кодовым обозначением 946719 Общероссийского классификатора продукции ОКП и являющуюся заготовкой контурной тары для лекарственных средств? »
Финансовые консультации »
Читайте также
Популярные документы
www.lawmix.ru
Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка декларирования
В соответствии с действующим
законодательством физические лица,
нарушившие порядок декларирования
совокупного дохода, несут административную
и финансовую ответственность:
1) за
непредставление или несвоевременное
представление декларации о доходе в
налоговый орган:
а) в соответствии с п.12
ст.7 Закона РСФСР от 21.03.1991 N 943-1 «О
государственной налоговой службе РСФСР» на
граждан, виновных в непредставлении или
несвоевременном представлении деклараций
о доходах, государственные налоговые
инспекции вправе налагать
административный штраф в размере от 2 до 5
минимальных размеров оплаты труда, а за те
же действия, совершенные повторно в течение
года после наложения административного
взыскания, — в размере от 5 до 10 минимальных
размеров оплаты труда;
б) в
соответствии с пп.»б» п.1 ст.13 Закона
Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 «Об
основах налоговой системы в Российской
Федерации» к гражданам, виновным в
непредставлении или несвоевременном
представлении декларации о доходах,
государственные налоговые инспекции
вправе применить финансовую санкцию в виде
взыскания 10% суммы подоходного налога,
причитающейся к уплате по очередному
сроку;
2) за сокрытие (занижение) дохода
в декларации:
а) в соответствии с п.12 ст.7
Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О
Государственной налоговой службе РСФСР» на
граждан, виновных во включении в декларацию
искаженных данных, государственные
налоговые инспекции вправе налагать
административный штраф в размере от 2 до 5
минимальных размеров оплаты труда, а за те
же действия, совершенные повторно в течение
года после наложения административного
взыскания, — в размере от 5 до 10 минимальных
размеров оплаты труда;
б) согласно пп.»а»
п.1 ст.13 Закона Российской Федерации от
27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в
Российской Федерации» налогоплательщик,
скрывший или занизивший свой доход, несет
ответственность в виде взыскания всей
суммы сокрытого или заниженного дохода и
штрафа в размере той же суммы, а при
повторном нарушении — соответствующей
суммы и штрафа в двукратном размере. При
установлении судом фактов умышленного
сокрытия или занижения дохода приговором
либо решением суда по иску налогового
органа или прокурора может быть взыскан
штраф в пятикратном размере сокрытой или
заниженной суммы дохода;
3) за
отсутствие учета объектов
налогообложения:
а) в соответствии с п.12
ст.7 Закона РФ «О Государственной налоговой
службе РСФСР» на граждан, виновных в
отсутствии бухгалтерского учета доходов
или ведении его с нарушением
установленного порядка, государственные
налоговые инспекции вправе налагать
административный штраф в размере от 2 до 5
минимальных размеров оплаты труда, а за те
же действия, совершенные повторно в течение
года после наложения административного
взыскания, — в размере от 5 до 10 минимальных
размеров оплаты труда;
б) согласно пп.»б»
п.1 ст.13 Закона РФ «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации» за
отсутствие учета объектов налогообложения,
за ведение этого учета с нарушением
установленного порядка государственные
налоговые инспекции вправе применить к
гражданам финансовую санкцию в виде
взыскания 10% доначисленных сумм
подоходного налога;
4) за
несвоевременную уплату налога: в
соответствии с п.78 Инструкции
Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 «По
применению Закона Российской Федерации «О
подоходном налоге с физических лиц»
взыскивалась пеня в размере 0,3%, а с 01.04.1998
(согласно ч.6 ст.24 Федерального закона от
26.03.1998 N 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год»
в ред. Федерального закона от 23.07.1998 N 120-ФЗ) —
одной трехсотой ставки рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации,
действовавшей на момент вступления в силу
Федерального закона N 42-ФЗ.
По состоянию
на 1 апреля 1998 г. на момент вступления в силу
Федерального закона N 42-ФЗ действовала
ставка рефинансирования Центрального
банка Российской Федерации в размере 30%
годовых. В связи с этим за несвоевременную
уплату физическими лицами подоходного
налога ежедневная ставка пени была
установлена в размере 0,1% за каждый день
просрочки платежа.
Статьей 198
Уголовного кодекса Российской Федерации от
13.06.1996 N 63-ФЗ предусмотрена уголовная
ответственность за уклонение гражданина от
уплаты налога путем непредставления
декларации о доходах в случаях, когда
подача декларации является обязательной,
либо путем включения в декларацию заведомо
искаженных данных о доходах или расходах,
совершенное в крупном и особо крупном
размере.
Уклонение гражданина от
уплаты налога признается совершенным в
крупном размере, если сумма неуплаченного
налога превышает 200 минимальных размеров
оплаты труда, а в особо крупном размере — 500
минимальных размеров оплаты труда.
И.Н.Талалакина
Советник налоговой
службы
II ранга
Подписано в печать
29.12.1998
«Финансовая газета.
Региональный выпуск», 1999, N 1
…В 1996 г. физлицо заключило договор на долевое участие в строительстве квартиры, представив копии договора и квитанции об уплате взносов в бухгалтерию по месту работы, в связи с чем предоставлена льгота по подоходному налогу. В 1997 г. указанный договор был расторгнут . Является ли данная сумма декларируемым доходом физлица? »
Бухгалтерские консультации »
www.lawmix.ru